О следовании за Христом. Литургия в храме Казанской иконы Божией Матери села Половское
В храме Казанской иконы Божией Матери села Половское Спасского района 30 ноября собрались прихожане разных возрастов, царила радостная и торжественная атмосфера: верующие сельчане встречали архипастыря. Божественную литургию в храме в этот день совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.
У Казанского храма богатая история, уходящая корнями в 1629 год. Именно тогда храм села Половское впервые был упомянут в писцовых книгах, в то время еще как Георгиевский. Потом было еще одно здание церкви, уничтоженное пожаром, а с 1854 года село украшал уже каменный храм, сохранившийся поныне. В советское время он был закрыт и использовался для хозяйственных целей совхоза.
Богослужения в храме возобновились в 1998 году, сейчас при нем действует воскресная школа и творческий кружок «Лик», в котором дети и взрослые осваивают художественные и иконописные навыки. Разные стороны жизни любого прихода, как и каждого христианина, объединены вокруг главного – Христа и следования за Ним. А о том, как понимать путь следования за Господом, говорил в наставлении по окончании Божественной литургии митрополит Марк:
– В Евангелии, дорогие братья и сестры, мы постоянно слышим слова Христа Спасителя о следовании за Ним. Следование Его путем является главным и принципиальным для каждого христианина. Но что значит следовать за Христом? Мы часто представляем все это совершенно по-разному. Христос говорит о том, что следование за Ним сопряжено с массой сложностей и трудностей, то есть следование за Христом означает несение своего креста.
В сегодняшнем Евангелии мы слышали удивительное наставление Христа, три кратких эпизода, связанных с темой следования за Ним. Прежде всего – эпизод, где один человек хотел идти за Христом, но Господь, очевидно, видя его неспособность быть вместе со Ним, произносит следующие слова: лисы имеют норы, а птицы – гнезда, но Сын Человеческий не имеет, где главу приклонить. То есть Спаситель прямо говорит этому человеку, что Его на земле не связывает ничего, у него нет даже места, где приклонить голову, остановившись для краткого отдыха.
Второй эпизод, о котором мы слышим в сегодняшнем Евангелии – когда Господь призывает человека, но тот в ответ просит позволения прежде принять участие в погребении его отца. Ответ Спасителя, на первый взгляд, – проявление жестокосердия и немилосердия, Он говорит – «оставь мертвым погребать их мертвецов». Неужели Христос выступает здесь против почитания родителей и того, чтобы исполнить долг по отношению к умершим? А ведь в Ветхом Завете дела милосердия по отношению к умершим ценились особенно высоко, считаясь более значимыми, нежели дела милосердия по отношению к живым. И вот Христос опровергает эту мысль и говорит о том, что нужно идти и благовествовать Небесное Царство, а мертвым предоставить погребать мертвых. Очевидно, речь шла о людях, которые отвернулись от Спасителя либо не хотели Его принять. И вот Господь говорит о важности благовествования живым людям, чтобы они обратились и познали Бога и Его Сына.
И, наконец, третий эпизод, когда человек, отвечая на призыв Спасителя, говорит: «позволь мне прежде попрощаться со своими близкими, домашними». Господь и на эту просьбу отвечает отказом. Нам может показаться странным и жестоким такое отношение, но вместе с тем мы должны понимать, что Спаситель находился в особых условиях. У Него было всего лишь три года для служения, чтобы обойти весь Израиль и благовествовать людям Истину, открыть им путь в Царство Небесное. И по сравнению со всеми бытовыми и прочими обычаями Его задача носила всемирный характер, и потому заслуживала безусловного приоритета. Но мы, люди, всегда привязаны к земле и часто даже не понимаем, что мы вообще делаем.
Посмотрим на нашу жизнь: когда и сколько мы молимся. Каждый пусть сравнит, сколько времени он проводит за телевизором и сколько – за молитвой. Или сравните, сколько времени вы проводите за пустословием, обсуждением других людей и, опять же, молитвой, и все станет ясно, с кем и за кем мы следуем – за лукавым, внушающим нам мысли о праздном времяпрепровождении, о развлечениях, осуждении и обсуждении других людей. А молитвы, участие в богослужениях нам не столь интересны.
Христос удивительно бескомпромиссен. Мы же привыкли в жизни всегда и везде искать компромисс, делать так, чтобы довольны были все – как говорится, и волки сыты, и овцы целы. На самом же деле Господь не терпит компромиссов, Он – Бог Ревнитель, требующий безусловного приоритета по отношению к Себе. Служение Богу, жизнь в Боге является самым главным, это должно быть центральным нервом нашей жизни. Бог и служение Ему – то, к чему мы должны всегда стремиться, что должно быть на первом месте. А если мы всегда будем иметь в сердце на первом месте Бога, то и все остальные вопросы решатся, остальные дела станут на свои места, как сказал блаженный Августин. Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, вразумиться этими жесткими словами о следовании за Христом и стараться двигаться вслед за Спасителем, отрешаясь от суеты как от пыли, которая постоянно оседает на наших ногах.
* * *
Митрополит Марк сердечно поблагодарил прихожан за радость совместной молитвы, за любовь к Божиему храму и внимание к делу воспитания детей, которых родители, заботящиеся о духовной жизни и возрастании своих чад, взяли с собой на богослужение. Владыка призвал всех следовать этому пути, воспитывая детей в православной вере и способствуя их становлению как христиан и русских людей, наследников нашего великого народа.