Великое повечерие с чтением покаянного канона святого Андрея Критского в Николо-Ямском храме Рязани

.

В четверг первой седмицы Великого поста, 10 марта, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Николо-Ямском храме Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция (видео доступно в записи).

В наставлении владыка призвал верующих еще раз задуматься о значении чтении удивительного творения святого Андрея на первой седмице Великого поста. В каноне проявляется, как сказал архипастырь, поистине христианский взгляд преподобного на самого себя и человеческую природу вообще.

История показывает, что порой об одних и тех же ситуациях люди рассказывают по-разному, в соответствии со своей точкой зрения и восприятия окружающей действительности. Это заметно во всех сферах жизни, и в быту, и даже в евангельских повествованиях. Но, как сказал митрополит Марк, всегда есть «красная линия», незримая граница, которую человек не переступает, и эта линия – его собственная персона.

– Мне доводилось слушать много рассказов людей о тех или иных событиях, интересных историях, и как правило, в этих рассказах есть одна общая черта – самого себя рассказчик представляет в наилучшем свете. Зачастую такая речь превращается или в апологию, оправдание себя или в банальное хвастовство. И только очень редко, как исключение, а не правило, мы можем услышать слова человека, который честно и открыто говорит о своих ошибках, грехах и заблуждениях.

Если мы посмотрим на творение преподобного Андрея Критского, то увидим, что он обвиняет именно себя, и, рассматривая Библейскою историю Ветхого и Нового Заветов, говорит о том, что он поступил как грешные персонажи той или иной истории. Он беспощадно себя бичует, не только не пытается себя оправдать, но напротив, с точки зрения большинства людей сгущает краски, обвиняя себя во всех смертных грехах. Нам трудно принять такую позицию, и тем не менее Церковь пытается хотя бы отчасти привить ее нашей душе, внести в наше сердце семена критики самобичевания, покаяния, чтобы мы избавились от своей мнимой непогрешимости, чтобы мы чаще обвиняли себя, а не наших ближних. Это и есть путь спасения, о котором говорит нам Господь, и настоящее покаяние, которое предлагает нам Церковь.