Трудности в земной жизни и спасение. Литургия в Неделю 22-ю по Пятидесятнице
В Неделю 22-ю по Пятидесятнице, в этом году выпавшую на 8 ноября, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Христорождественском кафедральном соборе Рязани.
В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео
Наставление после службы владыка посвятил теме страданий и трудностей, которые выпадают на долю человека в земной жизни. Имеют ли они связь с делом спасения и если да, то какую именно? Об этом вопросе, рано или поздно волнующем практически каждого верующего, владыка говорил, опираясь на притчу, звучавшую в этот день в Евангельском чтении.
— В жизни каждого из нас, дорогие братья и сестры, встречается немало трудностей, сложностей и проблем. И нам порой кажется, что мы, претерпевая эти сложности и преодолевая проблемы, ничего духовного не приобретаем.
Все эти страдания, мучения, терпение, которое мы вынуждены проявлять, или, напротив, наше нетерпение в нашем сознании проходят впустую, если говорить об их связи с делом нашего спасения.
Однако сегодняшнее Евангельское чтение раскрывает нам другой образ. Мы мысленно видим бедного нищего, Лазаря, претерпевавшего крайнюю нужду. Страдалец проводил дни у дверей дома богатого человека, который жил в полном достатке, но никоим образом не помогал Лазарю. А о том, кто же помогал несчастному нищему, говорит само его имя. Дело в том, что слово «Лазарь» буквально означает «Бог помогает».
Очевидно, что этот бедный нищий Лазарь из притчи Спасителя ожидал и получал помощь только от Бога, но не от своих ближних, не от тех людей, которым ничего не стоило помочь ему. Но он, претерпевая страдания в настоящей жизни и получая помощь от Бога, был после завершения своего земного пути отнесен на лоно Авраамово. Почему — Господь объясняет в конце притчи: богатый человек уже все получил, а нищий за те сложности, трудности и проблемы, которые он испытывал в настоящей жизни, был достоен пребывания в Раю на лоне Авраама.
Эти слова о терпении и перенесении скорбей согласуются с теми мыслями и словами, которые изложены у апостола и евангелиста Луки в излагаемой им проповеди Спасителя. Той самой, в которой Господь сказал: блаженны нищие, плачущие, гонимые и так далее... Словом, акцент в этих словах Спасителя был сделан на терпении, перенесении скорбей и трудностей в настоящей жизни, как и в притче о Лазаре, которую приводит также один лишь евангелист Лука.
Так что же, означает ли это, что всякий, претерпевающий трудности и сложности в настоящей жизни, неудобства, лишения и бедность, должен унаследовать лоно Авраамово?
Если следовать этим представлениям, то, наверное, первыми наследниками Авраамова лона должны быть нищие и бомжи, живущие в подворотнях, в тяжелых непонятных условиях. Но нет. Господь, говоря о трудностях и перенесении скорбей, имеет в виду, что человек живет Богом. И неслучайно имя Лазарь, которым назван этот страдалец, напоминает нам о помощи от Бога, о той мольбе, которую, очевидно, постоянно воссылал тот нищий Лазарь к Господу в надежде получить хоть какую-то помощь.
А за что был осужден богач? Только ли за то, что жил в богатстве и роскоши, шикарно пировал и наслаждался в этой настоящей жизни?.. Господь не осуждает богатство как таковое. Беда этого богача заключается в том, что он скатился до уровня животного существования и пренебрегал нуждами бедных, простых несчастных людей, таких как Лазарь.
Пример этой притчи, дорогие братья и сестры, напоминает нам о важности терпения в сей настоящей жизни, о важности терпеливого и безропотного перенесения сложностей нашего земного пути. Надежда на Бога, терпение, упование — все то, что должно сопровождать нас здесь, на земле, чтобы мы не стремились к чрезмерному комфорту и наслаждению преходящими радостями этого мира, Будем принимать то, что Господь нам посылает, будем стараться терпеть, уповая на Бога и в Нем ища источник радости и утешения.
Видео - Рязанская епархиальная телестудия "ЛогосЪ"