Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы

.

В Неделю 2-ю по Пасхе, 9 мая, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском кафедральном соборе Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Нынешний Воскресный день имеет название Антипасхи или Недели апостола Фомы. О правильном понимании этих названий и значения события уверения апостола Фомы владыка говорил в наставлении после богослужения:

— Сегодняшний Воскресный день имеет два разных названия. Во-первых, это Неделя Антипасхи. Некоторые люди недоумевают относительно такого наименования. Что такое Антипасха? Это какое-то завершение, отдание Пасхи или противоположность ей? Такие вопросы неудивительны, ведь мы привыкли соприкасаться с определенным пониманием приставки «анти», например, в словах «антипод» или «антихрист». Последний, как мы знаем, будет подменой, неким лжехристом.

Однако в случае с Антипасхой все обстоит иначе. Дело в том, что греческие приставки имеют много значений, в частности, приставка «анти» означает, в том числе, «после», «следующий за». В данном случае «Антипасха» — это воскресный день, следующий за Пасхой, и никакой идеи противоположности или противопоставления Пасхе в этом названии нет.
Второе название, которое носит сей Воскресный день — Неделя апостола Фомы — вызывает в памяти народную пословицу о Фоме неверующем. Действительно, Фома показал свое коснение и медлительность в вере. Впрочем, это явилось общим правилом для всех апостолов. Мы читали вчера Евангелие, где говорилось о том, что некоторые из учеников усомнились в воскресении Христа.

Мы помним из описаний явлений Воскресшего Христа, сколько сомнений и маловерия было в реакции Его учеников. А апостол Фома из горячности выразил это сомнение в словах. «Не поверю, если не увижу, не испытаю!» — Фома потребовал исключительного опыта веры, захотел реально увериться в том, что являющийся ученикам Человек — действительно их Учитель, страдавший, умерший на кресте и воскресший.

Апостола Фому можно понять. Никто и никогда раньше не слышал, не говорил и даже мечтать не пытался о восстании из мертвых в период этого века. Правда, нет доказательств того, что Фома действительно вложил свою руку в ребра Христа и осязал раны от гвоздей, нанесенные Ему мучителями. Когда Христос явился, чтобы уверить Фому, тому было достаточно видения воскресшего Учителя со всеми ранами и печатью страданий за человеческий род. Фома сразу же поверил.

Господь говорит, что блаженны не видевшие, но уверовавшие. Он не упрекает ни апостола Фому, ни кого-то другого, даже Петра, отрекшегося от Него трижды. Потом Спаситель трижды спрашивает апостола Петра, о любви, и троекратным свидетельством о любви к Нему показывает, что апостол прощен и восстановлен в числе учеников Христовых. К апостолу Фоме со стороны Господа нет упреков.
Слова Христа о том, что блаженны не видевшие, но уверовавшие, прежде всего обращены к читателям Евангелия, ко всем нам, чьим телесным очам недоступно видение воскресшего Христа. Наша вера — от слова Божия, от слышания, как говорит апостол Павел.

Дай нам Бог хранить веру во Христа, читая о Нем в Евангелиях, узнавая о Христе умершем и воскресшем! Мы постоянно испытываем опыт веры, чувствуем помощь Христа Воскресшего, помогающего нам в повседневных трудностях и испытаниях нашей жизни.
Дай Бог нам, не видевшим телесными очами, всегда веровать и не сомневаться!

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"