Престольный праздник в Казанском монастыре г.Рязани (+фоторепортаж)

.

21 июля, в день празднования явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, в Казанском женском монастыре г.Рязани отметили престольный праздник. 

В Казанском монастыре есть несколько списков с чудотоворного образа. С одиним из них связана необычная история.

***

Всем известен список с чудотворной Казанской иконы Божьей Матери, который находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Именно перед ним в 1812 году, после своего назначения главнокомандующим, молился Михаил Илларионович Кутузов и просил благословения у Божией Матери на борьбу с врагами Отчизны. Но мало кто знает, что в Рязани есть список с известного образа, который был явлен в Петербурге приблизительно в тоже время.

Чудесным образом обретенная икона передавалась по женской линии от одного дворянского рода к другому. Ею матери благословляли на замужество дочерей. Выйдя замуж, очередная хранительница родовой святыни приносила ее в семью супруга. Повествование можно начать с Анны Павловны Звягиной (в девичестве Писаревой), которая долгие годы хранила Казанский образ в своем поместье в Тульской губернии.

По семейному преданию, ее бабушке, жившей в первой половине 19 века в Петербурге, приснился странный сон – идет она по какой-то неизвестной улице с маленькими деревянными домиками, а около одного из них открыта калитка. Она входит в нее и видит на дворе кучу дров. Кто-то говорит ей: «Разбросай дрова». Она разбрасывает и находит под ними икону Божьей Матери.

Женщина удивилась такому сну, но потом забыла о нем. Через несколько дней сон повторился. Тогда она пошла за советом к священнику. Батюшка сказал, что, видимо, сон непростой и готовит ее к чему-то, посоветовал походить по городу и поискать приснившееся место. Женщина жила в центре, где не было небольших домов. Ей посоветовали поездить по окраинам, но ничего похожего она не встретила.

Однажды ей нужно было побывать у портнихи на Васильевском острове. Она шла по какой-то улочке и вдруг увидела приснившийся ей дом, калитку и кучу дров на дворе. Женщина попросила хозяина раскидать их, а под поленьями увидела икону. Она взяла ее себе, отреставрировала, заказала серебряную ризу. Перед чудесно обретенным образом отслужили молебен. С тех пор он стал родовой реликвией и передавался от матерей дочерям.

Долгие годы ее бережно хранила внучка Анна Павловна Звягина. Потом икона перешла к ее дочери Александре Федоровне, которая вышла замуж за губернского секретаря Рафаила Ивановича Кублицкого и уехала с ним в Рязань. Так образ попал на рязанскую землю.

У Кублицких недалеко от города было поместье в селе Никуличи, которым они владели с начала 18 века. В 1750 году помещик Семён Афанасьевич Кублицкий построил там храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. А когда спустя почти сто лет он сгорел, на его месте Иван Павлович Кублицкий, внук прежнего храмоздателя, построил каменную церковь.

В Никуличах родилась дочь Александры Федоровны София, которую она в свою очередь благословила на замужество Казанской иконой. Супругом Софии Рафаиловны стал князь Всеволод Николаевич Кропоткин, биолог по образованию, долгие годы работавший лесничим. Жили они в Рязани в доме на улице Садовой, который сохранился до наших дней. У них родилось двое детей: Владислав Всеволодович, доктор исторических наук, археолог, сотрудник Московского археологического института и Ольга Всеволодовна (в замужестве Долгих), скромный преподаватель музыки, которая так и прожила до конца своих дней в родительском доме на Садовой.

По ее воспоминаниям, дом их был просторным, в шесть комнат. За домом рос большой сад, где было много яблонь и сирени.

После революции им оставили две небольшие комнатки, а в 1937 году отец Всеволод Николаевич Кропоткин был арестован НКВД и расстрелян. Но это не озлобило потомков дворянского рода. Так, например, княжна Ольга Всеволодовна даже хлопотала о передаче усадебного дома в Никуличах под сельскую школу. Именно в этой школе учился Коля Македонов, будущий архимандрит Авель, первый настоятель Иоанно-Богословского монастыря.

Родившись в этом селе, он с детства впитал любовь местных жителей к бывшим помещикам. «Нам в школе говорили, что помещики — это жестокие эксплуататоры, - говорил отец Авель. - Что ничего хорошего они людям не принесли. Но я не верил. Крестьяне села Никуличи сохранили о Кублицких самые хорошие воспоминания».

В конце 90-х архимандрит Авель познакомился с представителями этой семьи. В это время и пришло их решение передать батюшке семейную реликвию - Казанскую икону Божьей Матери, которая в те годы хранилась у сына Ольги Всеволодовны Георгия Долгих. Отец Авель очень почитал этот образ и в свою очередь завещал передать его в рязанский Казанский монастырь, когда он будет возрожден. После смерти известного старца икона хранилась у его племянника митрополита Иосифа (Македонова), управляющего Ивановской митрополией. По его благословению 26 октября 2014 года святыня была привезена в Рязань, а в престольный праздник 4 ноября перенесена в Казанский женский монастырь для постоянного пребывания.

Но на этом не стоит ставить точку в повествовании. История чудесно явленной, долго и бережно хранимой людьми иконы продолжается. Стоит только прийти и попросить помощи и заступничества, и Божья Матерь услышит!

Елена Александрина, портал "Логосъ"

 Фото: Анна Александрова