В Рязани прошел вечер памяти историка Аполлона Кузьмина
Среди видных рязанцев, живших в прошлом столетии, заметной и интересной личностью был историк Аполлон Григорьевич Кузьмин. Далеко не всем его землякам известно это имя, но его значение в определенных направлениях исторической мысли и науки действительно уникально: это и изучение истории летописания, и работы, посвященные теме Крещения Руси.
Хотя в его трудах встречаются спорные идеи, ценность собранного материала и подходов с благодарностью отмечают многие историки. Один из них, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Константин Костромин, приехал из северной столицы в Рязань на вечер памяти, организованный по случаю 90-летия со дня рождения Аполлона Кузьмина. По словам отца Константина, труды рязанского историка не могут оставить никого равнодушным - настолько у него был яркий и непосредственный взгляд на события прошлого и настоящего.
На вечер памяти Аполлона Кузьмина пришли его ученики, последователи, историки, преподаватели, а также студенты Рязанской православной семинарии и Рязанского государственного университета имени Сергея Есенина. В стенах именно этого вуза, где в свое время учился и преподавал Аполлон Григорьевич, и собрались все жители и гости Рязани, неравнодушные к его наследию. Многие охотно делились яркими и душевными воспоминаниями о человеке, который в свое время стал для них наставником и путеводителем в мире науки.
Организаторами вечера памяти выступили Рязанское православное историческое общество, православная семинария и Рязанский государственный университет. В первую очередь, как признаются участники, хотелось в камерной, спокойной атмосфере поговорить о жизни и наследии рязанского историка. Но, как и любое другое подобное событие, вечер был призван нести и просветительскую миссию. Ведь история сама по себе, как память общества и опыт, актуальность которого с веками не исчезает, имеет непреходящее значение. А начало изучения церковной истории на серьезной научной основе в новое время стало заслугой конкретных исследователей.
Большую часть жизни, пришедшейся на советские годы, Аполлон Кузьмин позиционировал себя в качестве атеиста. В какой-то момент его затронули вопросы церковной истории, он стал изучать тему Крещения Руси. Вероятно, к концу жизни его взгляды изменились; известно, что Аполлона Кузьмина отпевали. Конечно, достоверно говорить о внутренних, сокровенных переменах в душе человека невозможно. Но время показывает, что его вклад в науку,запечатленный в трудах яркий образ мышления уже привлек многих людей к изучению истории Руси, как государства, в первую очередь, основанного на православных ценностях.