О законе, который выше закона воздержания
Слово митрополита Рязанского и Михайловского Марка в субботу первой седмицы Великого поста в Троицком монастыре города Рязани.
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Вот и завершилась, дорогие братья и сестры, первая, самая строгая седмица Святой Великой Четыредесятницы – времени, которое многие из нас старались посвятить особому воздержанию. Кто-то пребывал на сухоядении, кто-то вкушал лишь хлеб и воду, - словом, желание поститься присутствовало, наверное, у всех, кто вовлечен в церковную жизнь. И какое-либо нарушение поста, особенно сейчас, в первую седмицу, воспринималось как боль, как что-то недопустимое.
Именно в эту субботу, по завершении первой седмицы, Церковь предлагает нам очень поучительное повествование Евангелия от Марка. Христос шел вместе с учениками в субботу, и ученики Его стали срывать колосья и тем самым делать то, что по иудейскому закону было не разрешено. До сих пор в современном иудаизме нельзя в субботу готовить пищу, ставить чайник, ездить на машине или на лифте и многое другое.
Эта заповедь первоначально была заповедью Божественной, поскольку Господь дал ее при сотворении человека, в самом начале человеческой истории. Но сегодня мы слышали повествование, в котором говорилось о том, как сам Спаситель ее нарушил. Пойдя в синагогу, Он увидел человека, который имел сухую руку и специально спросил всех людей – а позволительно ли делать доброе дело в субботу, или этого делать не нужно? И все молчали, поскольку не хотели, с одной стороны, нарушать субботу, а с другой стороны – понимали, что добро должно быть выше субботы. И вот, Господь обличил их, и исцелил человека.
О чем это говорит нам? Что пост, воздержание, которое очень высоко превозноситься Церковью, святыми отцами, является, безусловно, высокой добродетелью. Но, вместе с тем, пост не может быть целью жизни христианина и целью даже этого особого периода Святой Великой Четыредесятницы. Пост есть лишь средство для того, чтобы привести нас в чувство, чтобы мы одумались, чтобы мы освободились от тирании плоти, и чтобы душа вновь свободно и спокойно вздохнула в нашем теле, вновь взяла в свои руки бразды правления нашим организмом.
Именно эта мысль приходит в голову, когда слышишь Евангелие, которое предлагает нам Церковь. И сделано это осмысленно. В истории Церкви есть много примеров того, как люди из любви к ближним нарушали и Великий пост, сознательно делали это, потому что выше всего ставили любовь к людям.
Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, не умаляя строгости поста и воздержания, не ослабляя церковный устав, подвизаясь, тем не менее понимать, что пост не должен быть законом, который превосходит закон любви. Что над законом воздержания стоит закон братолюбия, закон христианской любви, выше которой нет ничего в мире. Аминь».