Ясная старица
Есть среди людей Церкви те, кто не прославлен в лике святых, но вся их жизнь – пример истинной веры, любви к Богу и людям. Именно такой подвижницей благочестия была схимонахиня Неонилла, насельница Казанского Явленского девичьего монастыря. В преддверии празднования 10-летия со дня возрождения обители, предлагаем вашему вниманию материал об этом удивительном человеке.
«Монахиня с детства», Наталья Авраамовна Жукова родилась в 1898 году в деревне Реткино. Когда ей было всего 6-7 лет (точных сведений не сохранилось), в деревню пришли монахини из Казанского Явленского монастыря Рязани. Они набирали девочек для обучения и воспитания при монастыре. Год за девочками наблюдали, и тех, кто не выказывал способностей к обучению, отправляли обратно домой. Наташу оставили. Возможно, проявила себя в каком-то ремесле, а может быть, завоевала любовь и доверие послушанием и трудолюбием. Девочке в монастыре тоже понравилось, и, когда подошло время, она приняла постриг с именем Надежда.Валентина Гудина, которая ухаживала за матушкой в последние годы ее жизни, рассказывает, что та вспоминала, как ходила с сестрами на Оку зимой белье полоскать и добавляла при этом: «Жить в монастыре было очень хорошо!» Привычку к труду матушка сохранила почти до самых последних дней жизни. Известный рязанский эколог Андрей Петруцкий, которому довелось не только пообщаться, но и получить помощь от матушки Неониллы, рассказывает, что ее «квартирка» в бараке напротив Казанского монастыря была хоть и очень маленькой, но всегда чистой и опрятной. И это несмотря на то, что матушка к тому времени была уже в преклонных годах, а отопление в доме было печное!
Годы гонений
После разорения Казанской обители часть монахинь отправили «на вольные хлеба», кому-то разрешили поселиться рядом с монастырем. Многих вместе со священниками и арестантами из других сословий сначала заперли в подвалах, а потом увозили – кого в тюрьму, кого в ссылку, а кого на Скорбященское кладбище, где ждала своего приказа расстрельная команда.
Монахиня Надежда уехала в деревню к родителям, но иногда приезжала в Рязань посетить еще действовавшие храмы. И однажды встретила двух казанских монахинь – Евдокию и Иларию. Они жили там, где поселились сразу после изгнания – в одном из бараков напротив теперь уже бывшего монастыря. Позвали матушку к себе, и та с радостью согласилась: пусть не в обители, а все же с сестрами. Жили тихо, исполняя монашеское правило. Кормились тем, что шили постельное белье на заказ. Втроем они пережили долгие годы гонений на Церковь, пережили войну...
Первой почила матушка Евдокия. За ней после долгой и мучительной болезни отошла в мир иной матушка Илария. В разное время в маленькой барачной комнатке напротив областного архива, который долгие десятилетия занимал здание Казанской церкви, находили приют духовные сестры из других разрушенных обителей, просто знакомые, стремившиеся быть ближе к церковным людям.
Но настало время, когда матушка Надежда осталась совсем одна. Годы уже брали свое, и справляться даже с ее маленьким хозяйством стало непросто. Матушка попросила псаломщицу Борисоглебского собора, с которой дружила и которую очень любила, найти ей помощницу. Так у матушки появилась Валентина Гудина. Ближе к зиме возникла проблема с отоплением. Барак топили дровами, которые нужно было сначала привезти из-за Оки, а потом еще распилить и наколоть. Тут уже Валентина обратилась за помощью – к своему знакомому Владимиру Семенову, и этот отзывчивый человек уже не оставлял своей заботой матушку до самой ее кончины. Владимир оказался не только глубоко верующим человеком, но и духовным чадом самого Иоанна Крестьянкина. Через него матушка получила возможность общаться с прозорливым священником и обращаться к нему за советами и духовным наставлением.
Верность и вера
Несмотря на немощи, матушка Неонилла ни в чем не отступала от монашеских обетов, одним из которых является обет послушания. Валентина Гудина вспоминает, что матушка очень хорошо готовила и всегда угощала гостей. Особенно удавались ей щи. Постные, без грамма мяса, они выходили у нее густыми, вкусными и сытными. Но в последние годы даже готовить ей стало тяжело. Однако самовольно отказаться от этого своеобразного послушания она не могла, поэтому через Владимира обратилась за благословением к отцу Иоанну Крестьянкину. Батюшка благословения не дал, велел готовить самой. И матушка не ослушалась. Кухарничала до тех пор, пока совсем не слегла…
По словам Валентины Гудиной, болезнь матушки Неониллы протекала очень тяжело, она мучилась сильными болями. Но только один раз в разговоре с алтарницей Марией сказала об этом. Свое последнее имя – Неонилла – матушка получила при постриге в схиму, который совершил схиархимандрит Серафим Блохин. Почетный настоятель Вознесенского храма Рязани протоиерей Анатолий (Лазарев) совершал последнее причастие матушки и принимал у нее исповедь незадолго до ее кончины. В декабре 1981 года схимонахиня Неонилла отошла в мир иной.
«Я понял, что это был человек особой жизни. Ясная старица, – говорит о. Анатолий. – Вся ее жизнь от юности была посвящена Богу. И хотя было тяжелое время, были гонения на церковь, она свой подвиг монашеский не оставляла».
Послушница монастыря Наталья, монахиня Надежда, схимонахиня Неонилла… Она жила тихо и скромно, с твердой верой в то, что православие возродится, и любимый ею Казанский монастырь будет вновь отстроен. Потому, чувствуя близкую кончину, она раздавала драгоценные иконы верным людям, наказывая вернуть их в монастырь, когда придет время. О жизни последней монахини Явленского девичьего монастыря Рязани остались лишь крупицы воспоминаний. И очень нужно, чтобы они не исчезли, чтобы не стерся во времени пример самой настоящей веры в Бога и верности Богу…
Елена Шишова
По материалам сайта Казанского женского монастыря г. Рязани