Миром правят идеи! Доклад митрополита Марка в Российском экономическом университете им. Плеханова

.

Рождественские Чтения «1917-2017: уроки столетия»

Тема направления: «Духовно-нравственное воспитание личности в системе образования: традиции и современность»

— Дорогие братья и сестры!

Приветствую всех Вас на открытии нашей секции «Духовно-нравственное воспитание личности в системе образования: традиции и современность» в рамках XXV Международных образовательных Рождественский чтений «1917-2017: уроки столетия».

Наступивший год – это год столетия великих потрясений в нашей стране. Год революции, государственного переворота, начала конца великого государства, которое называлось Российская империя. По своей колоссальной территории это было третье государство из когда-либо существовавших, после Британской и Монгольской империй. В начале XX века Российская империя была первой в мире по количеству населения и насчитывала более 150 национальностей и различных вероисповеданий. Наша страна входила в пятерку крупнейших индустриальных держав мира по абсолютным объемам производства и занимала первое место в мире по темпам прироста национального дохода. В начале XX века Российская империя занимала одно из первых положений в мировом сельском хозяйстве. Шло интенсивное строительство железных дорог. По состоянию на начало Первой мировой войны государственный золотой запас Российской империи был крупнейшим в мире (оценивается в 1,695 млрд руб. при государственном долге 8,800 млрд руб.). Но, конечно, значительная часть населения была бедна, конечно, большинство были неграмотны, и как у каждого государства, у нас тоже были свои болевые точки.

Порой зарубежные и отечественные историки, политологи и экономисты представляют произошедшее в 1917 году с точки зрения экономического кризиса, следствием экономических причин вроде перераспределения средств производства, собственности, устранения социального неравенства и борьбы с бедностью. Надо сказать, что одной из первопричин любых революций в принципе принято считать проблемы в экономике страны и социальной сфере, а итогом – перераспределение материальных благ, власти и т.п.

Однако мы прекрасно помним лозунги «Свобода, равенство и братство», закончившиеся гильотиной. И хорошо выучили призывы революционеров в России: «Землю – крестьянам», «Фабрики – рабочим!» — и знаем, чем это обернулось. Ведь экономика – это всего лишь часть общественной программы, лишь верхушка айсберга.

Собственно в Европе, например, труды Маркса были восприняты во многом как экономическая теория, пусть даже как «политическая экономия», но не как угроза основам западного общества и не как альтернатива католицизму или протестантизму.

В России же марксизм стал частью религии.

Почему? Потому что в России вся экономическая система, вообще все сферы жизни народа имели твердое основание – православную веру. И чтобы утвердить новую экономическую систему, выстроить новые экономические связи, необходимо было уничтожить эту основу, подорвать фундамент, отречься от всей традиции, от русской культуры.

Еще Белинский начинал свою деятельность с обличения русской литературы, уверяя молодые умы в том, что ее, русской литературы, не существует, и призывал всех учиться и учиться, чтобы создать новую «правильную» литературу и новое изобразительное искусство. Федор Михайлович Достоевский очень точно сказал о программе Белинского:

«Как социалисту, ему прежде всего следовало низложить христианство; он знал, что революция непременно должна начинаться с атеизма. Ему надо было низложить ту религию, из которой вышли нравственные основания отрицаемого им общества».

И то, что не удалось Белинскому, с успехом исполнили коммунисты. Помимо того, что был уничтожен цвет нации, и вместо земли крестьянам достались тюрьмы, лагеря, а затем советские колхозы, на какое-то время произошла деградация общественного сознания, которая привела к страшным изменениям в душах людей.

Конечно, приходится признать, что к тому времени православие, основа, на которой зиждилось сознание русского народа, была ослаблена массой факторов. Однако новые хозяева страны, создавая свою идеологическую «подпорку», так и не создали реально новой философии, но сохранили все нравственные заветы христианства, только уже без Христа.

Вместо Рождества стали устраиваться всенародные масштабные празднества Нового года, вместо Пасхи – Первомай, вместо Благовещения – 8 Марта, вместо крещения – сначала Октябрины, потом — принятие в октябрята. Крестный ход заменили демонстрации со знаменами и портретами вождей вместо хоругвей и икон. Было учреждено и свое священство в лице членов партии, и своя духовная иерархия. Своя «троица»: Марк-Энгельс-Ленин, свои иконы в виде портретов вождей. Вместо богослужений – партийные собрания, вместо стяжания Царства Небесного – строительство коммунизма, вместо постных дней: среды и пятницы – рыбные дни и т.д.

С детства помню однажды услышанные со старой пластинки слова: «По иному светит нам солнце на земле — Знать, оно у Сталина побыло в Кремле… Как полотнам парусным ветер мощь дает, Так и нам от Сталина сила-мощь идет». Звучит как грубая замена богословского описания действия Святого Духа.

Идеологи коммунизма прекрасно понимали, что без достоверности и историчности новая идеология окажется непрочной, а значит, и скрепы нового общества быстро распадутся. Потому и вся образовательная система была подчинена главной задаче – строительству коммунизма. Все русские поэты, писатели и художники, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Суриков, Репин и другие представлялись советскими учителями исключительно как борцы за свободу угнетаемого народа, за справедливость, за свержение «царизма» и т.д. Достоевский и Толстой были надолго исключены из школьной программы. В институтах изучали историю партии, научный коммунизм, марксистко-ленинскую философию и марксистко-ленинскую эстетику. Новая жизнь нового человека была порабощена новой идеологией. Религией лжебогов. И вместе с гибелью идолов в 90-х годах погибла и новая экономика. Свершился крах еще одной великой империи – Советского Союза.

Итак, в ХХ веке мы потеряли две Империи: Российскую и Советскую. И надо четко осознавать, что история – это не просто факты. Не просто смена экономических формаций. Но это борьба идеологий, воли личностей и народов. А поле битвы – сердца людей. Евангелие от Иоанна начинается величайшими словами, которые описывают всю историю мироздания: «1:1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». То есть идея первична. Потому история ХХ века, история образования и духовно-нравственного воспитания личности прошлого века – это, прежде всего, история двух величайших катастроф. Дважды пали троны и правители и дважды были опустошены души народа. Но если в первом случае, после революции, в России произошла подмена веры на суррогат, то сегодня совершается возрождение истинной традиции, возвращение народу утраченных святынь. История России показывает всем нам, что именно сознание определяет бытие, а не наоборот. Интересно, что та же тенденция сегодня прослеживается на Западе. Реалии бытия века нынешнего сами доказывают первичность сознания. Доказывают, что миром правят идеи! Кто в ХХI веке самые богатые люди на Западе?

Это не владельцы земли, как было раньше, и даже не хозяева нефтяных компаний, но люди, которые заработали состояние на своих идеях! По версии журнала Forbes, на протяжении многих лет, с некоторыми перерывами, «самым богатым человеком планеты» назывался Билл Гейтс — один из создателей (совместно с Полом Алленом) компании Microsoft.

И все вы, конечно, знаете Марка Э́ллиота Цу́керберга — одного из разработчиков и основателей социальной сети Facebook. В марте 2010 года журнал «Forbes» признал его одним из самых молодых миллиардеров.

Сегодня в России мы становимся свидетелями возрождения нашей страны. Потому так важно обрести единую объединяющую идею. Иоанн Кронштадтский говорил: «Если соберем волю каждого в одну волю — выстоим! Если соберем совесть каждого, в одну совесть — выстоим! Если соберем любовь к России каждого в одну любовь — выстоим!»