Нести свет веры и делать добрые дела и нужно тотчас
Слово митрополита Марка в день празднования Собора славных и всехвальных двенадцати апостолов.
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы отмечаем особый праздник, который глубоко связан с жизнью Церкви – праздник двенадцати ближайших учеников Спасителя. Это люди, которые были вместе с Господом все три года Его общественного служения, были Ему спутниками в путешествиях и по Галилее, и по Иерусалиму. О них мы узнаем на страницах Евангелия. Они предстают нам разными людьми: кто-то был призван из рыбаков, кто-то из мытарей и так далее. У апостолов были разные характеры и амбиции, разное отношение к Своему учителю и степень жертвенности. Словом, их нельзя назвать схожими в каких-то отдельных чертах. Но что же их объединяло? Если не брать Иуду, который разочаровался во Христе и предал своего Учителя, что сближает учеников Господа друг с другом? Ответ прост! Любовь к своему Учителю и осознание того, что Иисус Христос не простой, но особый человек.
Конечно, ученики еще не понимали в начале своего пути, с Кем они находятся, Кто является их Учителем. Помните, как в ответ на вопрос Спасителя Петр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живого»? Как говорят толковники, на это исповедание, которое Петр сделал от лица других учеников, ответ Спасителя был таков – «Не плоть и кровь тебе это открыли, но Дух Божий!» Апостолы, понимая, что Иисус Христос, их Учитель – особый человек, не колебались и не сомневались в этом, по крайней мере, на этапе призвания.
Апостол Марк очень любит употреблять слово «тотчас». И вот, когда мы читаем Евангелие от Марка, в котором повествуется о призвании учеников Христа Спасителя, почти везде присутствует это слово. Господь призвал Симона-Петра и его брата и они, оставив свои сети, тотчас последовали за Ним. То же самое и в отношении других учеников, конечно, не без исключений. В повествовании о призвании апостола и евангелиста Матфея, который был мытарем, слово «тотчас» отсутствует. Вполне возможно, тем самым апостол Марк передает те колебания и сомнения, которые испытывал апостол, тогда еще бывший мытарем. И отсутствие этого слова свидетельствует о том, как тяжко уходить от денег, сколь велика сила сребролюбия над человеком. Апостол Матфей, который был мытарем, собирал подати и сам обогащался, не мог в одночасье оставить свое ремесло. И поэтому слово тотчас, отражающее стремительность, динамизм в следовании за Христом в этом эпизоде отсутствует.
Но другие следовали за Христом «тотчас». Потому Господь их избрал и призвал. Помните, что говорится в Евангелии от Иоанна? «Не вы меня избрали, а Я вас избрал». Господь избрал каждого из них, зная их потенциал, жертвенность в будущем служении Богу. И вот этой решительности нам с вами, как правило, не хватает. Мы последовали за Христом, крестились во имя Его, носим крест, называем себя христианами, но в следовании за Господом у нас не хватает решимости, чтобы все оставить и тотчас служить благому делу. Нам трудно искать прежде всего Царствия Божия, поставить его приоритетом в своих стремлениях, хотя мы, конечно, стремимся к нему.
Мы заботимся о мирском, нам трудно оторваться от тех привязанностей, которые есть у каждого человека. Слово Божие, дело Божие двигалось и процветало благодаря усердию, стремительности и жертвенности учеников Христовых. И мы также не должны чувствовать себя сторонними наблюдателями в деле проповеди Христа Спасителя.
Дай Бог, чтобы мы хотя бы отчасти были решительными, ставили перед собой задачи тотчас делать добрые дела и отвечать на позывы совести, тотчас откликаться на просьбы своих ближних, делать добрые дела и отстраняться от всего злого.
Дай Бог всем нам решимости, свойственной ученикам Христа Спасителя, память которых мы сегодня отмечаем, и благодаря служению которых была просвещена вся вселенная, включая нас, грешных!
Воскресенский храм микрорайона Недостоево города Рязани,
13 июля 2019 года