Подлинная любовь – путь к Жизни

.

Слово митрополита Марка в день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Сегодня, дорогие братья и сестры, особый день. Ныне Православная Церковь отмечает память мучениц Веры, Надежды Любови и матери их Софии. Сам образ этих мучениц связан с великими христианскими добродетелями – верой, надеждой, любовью и, конечно, премудростью, ведь именно так переводится греческое слово «софия».

Конечно, среди всех этих слов, имен, означающих христианские добродетели, в большей степени нас привлекает слово любовь. Это понятие воспринимается как высшая христианская добродетель, о которой учил Господь наш Иисус Христос. Вместе с тем, любовь – это то, что в наибольшей степени выражает доброе отношение одного человека к другому.

Что же такое любовь? Нам кажется, что прошли века, но наши представления о любви остаются такими же, как и на заре христианства. Нам кажется, что мы так же любим ближних, как любила своих ближних София, как любили своих братьев и сестер наши мученики.

Однако если глубже и внимательнее всмотреться в суть современных понятий о любви, то станет очевидно, что они очень далеко отстоят от тех представлений, которые были у христианских мучеников и в целом у первых христиан.

Что такое любовь в представлении наших современников? Сотворить благо ближнему, одарить его чем-то, сделать в его отношении какое-либо доброе дело. Нам кажется, в этом и есть проявление любви. Мама любит своего сына или дочь, заботится о том, чтобы ребенок был сыт, одет и обладал достаточным количеством игрушек, чтобы он получил хорошее воспитание и образование и потом, конечно, требуются уже другие знаки любви, иное ее выражение. Словом, нашим современникам кажется, что любовь выражается в том, чтобы помогать человеку, чтобы охранять его жизнь и давать все, что для этой жизни потребно.

Но в истории страданий святых мучениц мы видим совсем другие цели и задачи. София, мать этих еще совсем юных девочек, помогала им умереть, сохраняя мужество и терпение. Она не думала о том, как бы уберечь их тело, как бы их одеть, обуть, сохранить жизнь. Она не думала об их счастливом супружестве и вообще о том, как они будут продолжать свое бытие в этом мире. Все ее помыслы были направлены на то, чтобы они смогли достойно умереть. Может ли современный человек назвать такое отношение к своим детям, ближним, любовью?

Однако акцент здесь нужно ставить, конечно, на другом. Не на смерти телесной, а на том, что мы, христиане, называем жизнью настоящей, подлинной. А подлинная жизнь – это там, где Христос, и подлинная ценность – это верность Ему. Помогая своим девочкам, чадам, хранить верность Христу, София давала им главное – возможность приобщиться к подлинной, нестареющей жизни во Христе.

Если рассказать эту историю современному человеку, то многие ее не поймут. Кто-то скажет, что христианские идеалы – это что-то запредельное. Неслучайно так часто сейчас звучит вопрос о том, как может Бог допускать страдания и слезы детей. Но в отношении Софии к ее детям и заключается подлинная любовь к человеку, подлинное отношение к жизни, подлинные вера и надежда. Она любила их больше себя, так, как Христос завещал любить и нам.

И об эту глыбу любви разбиваются наши простые, примитивные и очень приземленные представления о любви. Мы часто почитаем мучеников, не задумываясь о том, какой выбор они делали, как они проявляли свою любовь.

Сегодняшний праздник дает нам основание и повод задуматься о том, как следует любить ближних и что нужно для того, чтобы наша любовь не рассыпалась на мелкие части, когда человек вдруг скажет, что он не любит Христа, что Он ему не нужен. Куда денется тогда вся наша любовь и была ли это любовь?

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, стремиться к подлинной любви! Дай Бог, чтобы любовь в наших устах не была бы понятием, свойственным сознанию современного человека, живущего по правилам язычества. Любовь должна вести человека к Жизни – именно так, с большой буквы. Только то, что помогает человеку обрести жизнь во Христе, имеет право по-настоящему называться любовью.

Пронский Спасо-Преображенский монастырь,

30 сентября 2020 года